Научный центр истории российского предпринимательства IX-XXI вв. (НЦ ИРП)

Директор центра: Девлетов Олег Усманович, акад. Петровской Академии наук и искусств (ПАНИ), д.полит.н., проф.

     НЦ истории российского предпринимательства IX-XXI вв. – научно-исследовательское подразделение Академии, учрежденное в 2017 г. по инициативе руководства Академии и ведущих отечественных учёных в данной области знания. Центр создан в честь 150-летия основания Московского вспомогательного общества купеческих приказчиков, наиболее авторитетного торгово-промышленного союза России XIX-начала XX вв.

Миссия НЦ ИРП:

     НЦ ИРП изучает вопросы зарождения, становления и развития предпринимательства в многовековой истории нашего Отечества. Для того чтобы современная Россия достигла успеха на экономическом поприще жизненно необходимо обращение к историческому наследию. Наша страна обязательно  должна восстановить историческую память и справедливость  относительно вклада российского предпринимательства в историю страны.  Нам нужно сформировать новые тренды позитивного отношения к бизнесу и людям-предпринимателям, меценатам, благотворителям современной эпохи.

Задачи НЦ ИРП:
  • содействовать сохранению исторической памяти о людях, российских предпринимателях, которые внесли большой личностный вклад в развитие Отечества;
  • содействовать процессу объективного отражения роли предпринимательства в истории государства;
  • содействовать популяризации результатов деятельности отечественных предпринимателей (как прошлых времен, так и современных);
  • содействовать широкому  вовлечению общественности в составление «новой летописи» российского предпринимательства;
  • содействовать формированию положительного образа предпринимателя;
  • через обращение к опыту прошлого способствовать формированию патриотического отношения к  Родине у подрастающего поколения;
  • содействовать популяризации в обществе профессии предпринимателя.
Издательская НЦ ИРП:

     Под руководством известного историка отечественного предпринимательства проф. О.У. Девлетова сотрудники центра в настоящее время осуществляют издание следующих проектов:

  • «Фундаментальная история российского предпринимательства в 6 тт.»
  • «Малая история российского предпринимательства в 2-х тт.»
  • «История и традиции русского купечества»
Вехи истории:

     История российского предпринимательства – составная часть отечественной истории. Нельзя глубоко и всесторонне понять прошлое нашего народа, не вскрыв и не осознав его деловую жизнь, не ознакомившись с её творцами. Ключевой фигурой деловой жизни выступает предприниматель. Поэтому необходимо прежде всего уяснить содержание этого понятия.

     Наиболее общее его толкование обнаруживается в третьем томе толкового словаря В.А. Даля. По Далю, предприниматель – человек, который что-либо предпринимает. А слово «предпринять» или, что тождественно, «предприять» означает затевать, решиться исполнить какое-либо дело, приступить к совершению чего-либо большого. От термина «предприять» происходит термин «предприимчивый», который характеризует человека, склонного к предприятиям, смелого, решительного, отважного в такого рода делах.

      Современные представления о предпринимателях также исходят из того, что это – люди смелые, решительные, инициативные. По меткому определению Г.Н. Гинса, «предпринимателем является человек со свободной инициативой, рискующий своими средствами ради получения выгодного хозяйственного результата».

     В современной литературе выделяют более 20 качеств личности «идеального предпринимателя». Наиболее распространенными из них являются:

  • упорство и настойчивость в достижении поставленной цели;
  • самостоятельность мышления и практических действий, умение найти свою нишу в системе рынка;
  • способность организовать и заинтересовать людей, придать их деятельности целенаправленный характер;
  • способность убеждать и устанавливать деловые связи, а также личные контакты;
  • умение преодолевать консерватизм собственного мышления, инерцию окружающей среды;
  • насущная потребность свободы действий;
  • способность самостоятельно определить свою судьбу;
  • высокая информированность о клиентах, конкурентах и в целом о сфере бизнеса.
     Из перечисленных качеств личности идеального предпринимателя видно, что одни из них можно выработать в процессе обучения или приобрести на практике, другие же являются врожденными, их надо лишь развивать.

     Что же характеризует предпринимателя как личность? Прежде всего, внутреннее стремление к поиску, новаторству, к активной преобразующей и созидательной деятельности в интересах общества. Вероятно, это и есть тот тип личности, которую Л.Н. Гумилёв определил как личность пассионарную, и которая, согласно его концепции, обладая огромной энергией, способна воздействовать на окружающих ее людей и совместно с ними создавать очаги локальной цивилизации.

     Определив характерные черты личности предпринимателя, нетрудно понять мотивы его деятельности. До недавнего времени как в литературе, так и в общественном сознании они сводились в основном к самообогащению. О других предпринимательских мотивах практически речи не шло. На самом деле спектр деловой мотивации гораздо шире и многообразнее. Он включает в себя стремление занять должное место в обществе, приобрести власть, доказать свое превосходство над другими, продолжить семейные традиции и т.д. Настоящий предприниматель действует не только ради денег, обогащения. Его увлекает масштабность и новизна, казалось бы, неподъемных задач. Именно в этом и состоит главное предназначение предпринимателя, когда предприниматель, обогащая себя, в то же время содействует приумножению богатства страны.

     Другим базовым понятием является понятие «предпринимательство». В литературе наших дней обнаруживаются различные его определения. В одних публикациях, как правило, экономического направления, оно определяется как важнейшая экономическая функция, которая характеризуется риском, поиском и реализацией нововведений, комбинированием производственных факторов. В других работах предпринимательство определяется и трактуется как психология поведения и управления, предполагающая самостоятельное принятие решений, организационное новаторство, творческий поиск. В соответствии с третьим подходом предпринимательство определяется как особый вид человеческой деятельности, направленный на приумножение личного и общественного богатства и отличающийся:

  • свободой в выборе направлений и методов деятельности;
  • самостоятельностью в принятии решений;
  • ответственностью;
  • ориентацией на получение коммерческого эффекта и вероятной прибыли.

     Исходя из вышеприведенных трактовок понятий «предприниматель» и «предпринимательство», можно считать, что предпринимательство выступает как один из важнейших видов человеческой деятельности, объективно сочетающий в себе личные и общественные интересы, обеспечивающий в конечном итоге приумножение общественного богатства.

19.01.2017

«Курсы повышения квалификации для государственных и муниципальных служащих»

9 актуальных курсов повышения квалификации для государственных и муниципальных служащих. Продолжительность курсов - 72 часа. По окончанию выдается удостоверение о повышении квалификации. Подробнее о курсах.

18.01.2017

«Программы MBA»

АНО ВО "Российская академия предпринимательства" объявляет набор на программы MBA по 12 направлениям.

С более подробным описанием программ Вы можете ознакомиться здесь

новости